Многочисленные попытки реформирования ЖКХ пока не привели к формированию эффективно функционирующего рынка услуг ЖКХ. По-прежнему не развита конкуренция, и как следствие, работа предприятий отрасли не эффективна. В результате, содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетов.
К настоящему времени сложился системный кризис в отрасли. Межотраслевой характер проблем предполагает для их решения и обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования ЖКХ использование методов стратегического управления, а также освоения инструментов управления.
Сущностью стратегии управления является понимание, что Заказчиком нового механизма управления является само население (домовладельцы). Но ни реального исторического опыта, ни соответствующих знаний в управлении своим индивидуальным хозяйством у большинства людей нет, как нет понимания своих целей и задач. Эти цели также не может сформулировать ни власть, ни управляющие компании в ЖКХ. Власть этого делать не должна, т.к. не является Заказчиком услуг, и её функция помогать этому процессу, обеспечивать должную правовую среду и контролировать законность действий всех участников рынка ЖКХ, тем самым добиваться эффективного функционирования всей системы на благо жителей подведомственной территории. Управляющие компаний тем более имеют другую цель – это извлечение прибыли.
Поэтому реформа ЖКХ в настоящее время имеет три основные проблемы:
1. Пассивность собственников жилья (основная).
2. Недостаток профессиональных знаний и опыта у вновь испеченных управдомами (уже активно решаемая проблема).
3. Непрозрачность управляющих компаний (достоверность реальной стоимости услуг).
Также все эти проблемы усугубляются отсутствием эффективных коммуникаций как внутри каждой составной части рынка, так и между этими частями, т.е. нет должного прозрачного и достоверного обмена информации.
Начинать, конечно, нужно с формирования модели управления обществом собственников жилья. Этот процесс только начинается и источником его является понимание изменяющихся и ухудшающихся параметров жилищного уровня жизни населения в связи со старением фондов.
Осознание населением этого приводит к формированию общественного управления домом при помощи наиболее активных жителей. Общество выдвигает наиболее авторитетных людей и доверяет им управление многоквартирным домом. Домоуправы формируют свою ассоциацию. Внутри этой ассоциации обсуждаются типичные проблемы и принимаются решения по их преодолению.
Правильно понимать и оценивать проблемы, также намечать пути реализации помогает система образования этих специалистов. Эта система уже организована органами власти и проводится в соответствующих учебных центрах. Только пройдя учебу, общественный специалист-управленец начинает понимать на системном уровне свои цели и задачи и методику их достижения. И только тогда руководители ассоциации домоуправов могут садится за стол переговоров с представителями управляющих компаний, намечать общие мероприятия, говорить на профессиональном языке, понимать друг друга, и главное не слушать, а слышать! Только тогда появится возможность находить компромисс и эффективно отслеживать конечный результат принятых совместных решений и договоренностей.
Только тогда процесс управления в ЖКХ будет эффективным, когда новоиспеченные общественные управленцы освоят этапы процессного подхода в управлении, последовательно и методично будут их осуществлять. Этапы эти просты: планирование, организация, мотивация и контроль.
К сожалению многие проблемы неэффективного управления заключаются в том, что последовательно выполняя первые три, мы почему-то забываем о самом важном – о контроле, при помощи которого формируется самый эффективный принцип – принцип обратной связи. Это когда сам Заказчик (домовладелец) или его доверенный представитель принимает и контролирует качество заказанных ими же жилищных услуг у управляющей компании. Освоив этот механизм, появится возможность добиваться должного качества при минимальных, но эффективных затратах!